Календарь событий

Галерея


Facebook



Школьное образование в Узбекистане

«Национальная модель подготовки кадров»

Согласно статье 41 Конституции Республики Узбекистан: «Каждый имеет право на образование. Государство гарантирует бесплатное образование каждому. Школьное образование находится под контролем государства».

Образование в Узбекистане является обязательным для всех. Еще важнее то, что оно для каждого доступно. Как было отмечено выше, школьное образование осуществляется государством на бесплатной основе и является обязанностью каждого гражданина как одно из основных прав, закрепленных в Конституции. Реформы в сфере образования, включая и школьное образование, осуществляются поэтапно согласно “Национальной программе по подготовке кадров” от 1997 года. Данная программа состоит из 2 продолжительных этапов образования, длится 12 лет и все 2 этапа являются обязательными. 

Историческая справка

Еще 100 лет назад неграмотность среди населения была высокой – около 90 %. Люди обучались в медресе, где учебный процесс был очень трудоемким. Кроме этого, колониальная политика России опекала только несколько «реформированных русских школ, гимназий и одну кадетскую школу». Лишь немногие школы в больших городах (Ташкент, Самарканд, Бухара, Коканд, Хива) соответствовали требованиям прогрессивного времени. Это были школы «нового типа» (“янги услуб”), основанные джадидами (просветительское движение в начале ХХ века). Но после смены власти было осуществлено много реформ, особенно были значительными продвижения в сфере гражданского общества и образования. 

Новые веяния и реформы, особенно в секторе образования, на протяжении 30-50-х гг. привели к беспримерным позитивным результатам. За этот период времени все слои населения и возрастные группы были привлечены к массовым просветительским программам. В связи с этим, были открыты многочисленные ясли, школы, вечерние школы для взрослых, гимназии и высшие учебные заведения. В результате непрерывности в системе народного образования в 90-х годах были достигнуты огромные успехи – неграмотность составила всего лишь 3 %. Процентное соотношение выпускников также начало показывать довольно высокие результаты – 40 % из них имели высшее образование.

Школьная система после обретения Независимости
После перелома в 90-х годах прошлого века начался новый этап развития школ Узбекистана. Само время требовало реформ в народном образовании, новых законов и указов, а позже зародилась потребность и в стратегически важной программе. Сначала узбекский язык получил статус государственного языка, позже был осуществлен переход от кириллицы к латинскому письму. В середине 90-х годов в школьном образовании были осуществлены широкомасштабные реформы. Срок получения обязательного школьного образования был сокращен с 11 до 9 лет, в свою очередь продолжение образования в лицеях или колледжах стало обязательным (9+3). Такая форма получения непрерывного обязательного образования предусматривает широкие возможности для подрастающего молодого поколения и не позволит остаться в стороне ни одному ребенку.
Жизнь школы
В Узбекистане дети начинают ходить в школу с 7 лет. Родители несут ответственность за то, чтобы дети имели возможность посещать школу. Школы принимают детей из близлежащих мест проживания и составляют классы без деления по половому признаку. Для учеников школьная форма обязательна. Процесс образования каждый год начинается со 2 сентября и длится до 25 мая. Учебный год делится на 4 четверти, с перерывами на каникулы (День учителя, Новый год, Навруз). Обычно уроки начинаются в 8:00 и длятся 45 минут. Из-за большого количества детей занятия проводятся в 2 смены: до обеда и после обеда. В основном уроки ведутся на узбекском языке. Школьники обучаются письму на латинском шрифте, ранее это была кирилица. Необходимые учебники предоставляются школьными библиотеками или же приобретаются родителями. Школьное образование проводится согласно программе, определенной министерством и соответствующей международным стандартам. С 1-го по 4-й класс ученики получают начальное образование, с 5-го класса они изучают и другие предметы: география, геометрия, физика, иностранные языки, литература и др. Особое внимание уделяется изучение иностранных языков. Соответствующее министерство постоянно работает над отцифровкой учебных материалов и применением в учебном процессе современных методов преподавания с использованием новых информационных технологий. Сегодня едва ли найдется в стране школа без подключения к интернету.
Разнообразие школ
Национальная мультикультура страны проявляется также и в разнообразии языков преподавания. Школы, исходя из этнических особенностей места расположения, ведут занятия на языке жителей той или иной местности. Таким образом, школы осуществляют свою деятельность на узбекском, русском, казахском, каракалпакском, киргизском, туркменском и других языках. В больших городах дети имеют больше шансов для изучения иностранных языков, где в некоторых школах преподавание ведется на немецком, английском, французском, корейском или других иностранных языках. Кроме таких специальных школ, существует также ряд общеобразовательных школ, специализирующихся на точных и гуманитарных направлениях. Государство придает большое значение созданию всех условий для гармоничного развития детей. С этой целью создаются специализированные школы и интернаты: музыкальные, спортивные, художественные и др. Существует множество различных проектов и обменных программ по поддержке одаренных детей. При записи детей в школу учитываются возможности обучения для детей с ограниченными возможностями, а также для социально слабых слоев населения.  
Пока! Моя любимая школа!

Каждый школьный учебный год заканчивается экзаменами (в конце мая). Экзамены сдаются, как правило, по определенным выборным предметам в зависимости от их значимости. После окончания 9 класса ученики получают аттестат, в котором перечислены изученные предметы с оценками. Учебный год завершается праздничным торжеством, так называемым «Последним звонком». 25 мая во дворе собирается вся школа и ученики выражают благодарность учителям. Выпускники дарят учителям небольшие подарки и прощаются со школой – с песнями, танцами и представлениями. В заключение лучшая ученица первого класса вместе с таким же прилежным учеником 9-го  класса обходят школьный двор со звонком в руке, часто старший брат несет свою младшую сестренку на плечах. Последний школьный день заканчивается либо прогулкой в парке, либо праздничной встречей одноклассников в одном из кафе. Затем учащиеся переходят на следующую ступень образования в одном из лицеев или колледже.