Календарь событий

Галерея


Facebook



Узбекистан - страна загадочных укреплений

Археологические сокровища под песками времени

В легендарной местности под названием Турон расположено сказочное место «Солнечная страна». Эта страна знаменита не только как колыбель античной цивилизации, но и огромным количеством загадочных крепостей и поселений, скрытых песком в бесконечной пустыне.

Калъа (укрепления) – это необычные остатки прежних крепостей, караван-сараев, сторожевых башен, башен «молчания», поселений, дворцов, храмовых построек, городов, фортов и т.д. Они были возведены из кирпича-сырца или самана. В Узбекистане открыты более ста таких калъа и большинство из них уже изучены археологами. Эти примечательные свидетели времен называются сегодня калъа (укрепление), тепа (холм) или коргон (курган). Эти глиняные укрепления строились на протяжении многих веков, старейшие из них датируются V в. до н.э., самые «молодые» VII в. н.э. 

Крепость Тупрок – калъа
Одна из этих глиняных крепостей Тупрок-калъа состоит из мощного комплекса (500 х 350 м) со многими жилыми секциями, богатым кварталом, дворцовыми постройками, а также храмом, который являлся летней резиденцией династии местных Хорезм-шахов. Дворец стоит на возвышении высотой в 14 м. и окружен своей отдельной стеной. В резиденции находилось более 100 помещений и залов – огромный зал для королей, зал победы и зал воинов. Все эти залы с их настенной живописью, терракотовыми фигурами в натуральную величину, изящными нишами и расписными потолками были роскошно украшены. В этом укрепленном городе проживало примерно 2600 человек, это были ремесленники, торговцы, служащие и наемные солдаты на службе у правящей династии. Храм огнепоклонников находился довольно далеко от дворца, что говорит об известной секуляризации тогдашнего стиля правления. Рядом с раскопками найдено большое количество изделий из керамики, терракота, монеты, документы на дереве и пергаменте, а также настенные фрески. Сегодня Тупроккалъа считается почти полностью открытой. 
Загадочная крепость Кой-кирилган-калъа
Кой-кирилган-калъа остается самой таинственной среди прочих крепостей. Огромные развалины круглой формы со многими стенами вокруг. Круговая планировка этой крепости возвращает нас назад к солнцу, которое в зороастрийском веровании имело огромное значение. Точное предназначение этого сооружения оставляет ученых теряться в догадках и по сей день. Вероятно, его функция в течение столетий менялась несколько раз. Центральное, лучше всего сохранившееся круглое строение с восьмиметровым защитным валом, датируется III в. до н.э. Этот основной центральный пункт был прежде покрыт куполом, однако с открытой поперечной прорезью в крыше. Поэтому археологи предполагают, что в этой крепости возможно проводились астрономические наблюдения. Во всяком случае, это круглое здание имело когда-то два этажа, на первом этаже которого находились роскошные склепы для погребения. Скорее всего Кой-кирилган-калъа была населена, о чем свидетельствует вторая укрепленная стена с бастионами и многочисленными галереями для стрелков из лука. До сегодняшнего дня вокруг этого глиняного сооружения ведутся различные эзотерические и экзотические высказывания и домыслы.
Согдийский торговый город - Еркургон
Еркоргон
Предшественник города Карши (Насаф) назывался Йеркорг-он и восходит первоначально к первым поселениям начала X в. Это поселение во времена Александра Великого было одним из крупнейших городов Согдианы. Как на одной из важных остановок на Великом Шелковом пути между Балхом и Бухарой, здесь возникло мультикультурно-космополитическое общество, в котором зороастрийские согдийцы очень мирно проживали вместе с индусами, китайцами и эллинами. Свой высший пик расцвета этот город пережил в V-VI вв. Йеркорг-он с его площадью в более чем 150 га с прилегающими крепостными стенами, укрепленными 50 сторожевыми башнями, вырос в значительную метрополию. В центре города все еще можно распознать цитадель и рядом территорию храма. При раскопках этой зоны были обнаружены «Башня молчания», дворец и храм огня.
Место паломничества - Кара-тепа
Кара – тепа. Монастырь - место паломничества под Термезом, один из известнейших памятников буддизма. Благодаря интенсивному содействию буддийского культа этот храм был постоянно населен еще со времен I в.н.э., а в Кушанском ханстве буддизм очень быстро стал государственной религией. Заметный подъем крепость Кара-тепа пережила в II. - III.вв., когда весь комплекс вместе с подземными катакомбами был окончательно построен. Весь интерьер храма был украшен настенной живописью, а помещения различными статуями. В IV. в. вследствие падения Кушанского царства от сассанидов буддизм сдал свои позиции как доминантный культ и Кара-тепа потеряла свое былое значение. Сассанидские солдаты постепенно обжили храм, о чем свидетельствуют слегка закрашенные граффити на старо-персидском языке, но все же рисунки значительно не пострадали. В V в. были предприняты попытки, оживить жизнь монастыря. Подземные пещеры, ступы и фрески были частично реконструированы. Даже паломники на пути в Индию коротко здесь останавливались. К сожалению, по причине политических волнений Кара-тепа была окончательно покинута. Иногда храм используется как мавзолей. В VIII в. его использовали как христианскую церковь. 
Легендарный монастырь Бодисатвы – Фаяз Тепа
Фаяз – тепа – замечательный буддийский храм. Он происходит из I-III вв. и находится недалеко от сегодняшнего Термеза. Фаяз-тепа состоит из трех строений: в центре храм, с северной стороны находится монастырь для монахов, с южной четыре подсобных помещения. Общая площадь строений составляет свыше 1,5 кв.м. Одним из основных отличий этого храма является наличие сверхогромной ступы, расположенной не в центре алтаря, как положено, а за его пределами и лежащая параллельно ему на собственной платформе. В центре филигранно разукрашенного двора возвышается большая статуя Бодисатвы, а вокруг нее у стен стоят такие же большие фигуры Будды, некоторые из которых высотой до 4 метров. Прежде эти памятники был разукрашены в красных тонах, но позже были позолочены. На южной стене двора сохранились фрески, на которых изображен Будда как центральная молящаяся фигура, по сторонам различные люди с жертвоприношением в руках. В следующем большом зале найдены разрозненные детали гипсовых фигур и десятки каменных постаментов для скульптур. У входа в алтарь найдены редкие реликвии – триада из мрамора. В центре триады сидящий под деревом Боди (дерево мудрости) Будда, по бокам два покорно склонившихся монаха. На территории монастыря, окруженном коридором, с храмом в центре, располагались многочисленные кельи разного размера и значения. Согласно манускриптам в Фаяз-тепа проживало до 500 монахов вместе с их учителями.
Город-оазис–Варахша
Варахша – большой древний город, где в доисламское время правители Бухарского оазиса – Бухар-Худаты имели летнюю резиденцию. Среди возможных гипотез причин упадка этого легендарного города чаще всего упоминалось разрушение системы водоснабжения, состоящей из 12 каналов. Хорошо обеспеченный город Варахша имел большое общественное значение – как центр культуры, искусства, религии, торговли и экономики, а также межрегиональной политики. О его промысловом богатстве говорят 12 ремесел, располагавшихся каждый в своем квартале и под своим именем. К сожалению, арабское вторжение в Центральную Азию имело для Варахши фатальные последствия. Город в ходе партизанской войны был полностью сожжен. Например, в течение с 711 до 738 гг. Варахша была девять раз осаждена и вновь захвачена воюющими сторонами. Руины Варахши были раскопаны только в 30-х годах. Во дворце было расчищено одно помещение, украшенное орнаментом в сассанидском стиле: настенная роспись, статуи из дерева, алебастра и легендарные герои, а также огромные колонны. Роспись представляет собой сцены охоты на диких зверей. В центре изображен принц на слоне в сопровождении рыцарей, атака леопардов. Все картины и статуи выражают поклонение зороастрийским заповедям, праздникам и идолам, а также восхваление мифологических персонажей. Артефакты Варахши, находящиеся во многих музеях, продолжают и сегодня восхищать нас.
Сказочный город меди - Пайкенд
Пайкенд – первое укрепленное поселение в Пайкенде (узб. Пойкент), существовало еще в III в. до н.э. Немного позже в этом населенном пункте была построена цитадель. Она имела свой собственный защитный вал, чья толщина местами достигала более 10 м. Именно поэтому там располагались капище и дворец властителей с резиденцией. Пайкенд состоял в то время из двух частей: цитадели и Шахристана – ремесленного квартала. В VIII в. началось строительство городской стены, поэтому строители, ремесленники, а также верующие воины осели здесь. На западном защитном валу все еще заметны 10 сторожевых башен – безупречные примеры согдийской военной архитектуры. Пайкенд долгое время существовал как свободный торговый город с избранным городским советом и полномочиями. Какое-то время Пайкенд наряду с Самаркандом считались самыми большими, процветающими городами в Центральной Азии. По Фирдауси в Пайкенде легендарным Кай-Хисравом был сооружен огромный храм огня. Историки Томашек и Маркварт утверждали, что Пайкенд был резиденцией эфталитских царей. Арабские летописцы обозначают Пайкенд как «Торговый город», «Медный город» или «Латунный город». К сожалению, арабские воины стояли у городских ворот Пайкенда уже в 706 году и после длительной осады город сдался врагу. Как сообщают мусульманские историки, нигде более в Центральной Азии арабы не завоевывали столько военных трофеев, как в Пайкенде. Однако, в IX в. Пайкенд превратился в мощный центр исламского учения. Во времена господства саманидов развивалось бурное строительство, в частности первая пятничная мечеть в Центральной Азии была построена и освящена как раз в Пайкенде (741). А также первый стационарный госпиталь с первой аптекой были открыты в этом городе (780). К сожалению, эти окутанные легендами города, укрепления, дворцы и храмы лежат, засыпанные землей и покрытые пылью столетий. Тем не менее, все сохранившиеся остатки и руины, а также археологические раскопки и сегодня приводят в восторг и восхищение.