Календарь событий

Галерея


Facebook



Самаркандcкая бумага

Великий шёлковый путь – перекрёсток культур

Великий шелковый путь, ставший одним из величайших открытий человечества, явился резким поворотным моментом в многовековом развитии человеческой цивилизации, стал причиной беспрецедентных открытий. Он не только сблизил нации и приблизил дальние территории, но и стал очагом и перекрестком разнообразных идей и культур. Великий шелковый путь оставил неизгладимый след в анналах истории.



Как все начиналось

Самаркандская бумага в последнее тысячелетие стала самым покупаемым уникальным товаром на Великом шелковом пути, таким же как знаменитые китайский шелк и фарфор, а также индийские  специи. В 751 году китайские войска вторглись на территорию  Средней Азии в районе реки Талас, протекавшей рядом с городом Джамбул. Правивший в то время Самаркандом правитель Абу Муслим направил своё войско и растоптал врагов, взяв в плен более 20 000 китайских солдат. Китайские пленные, для сохранения своей жизни, были вынуждены открыть секреты и производственные тайны изготовления бумаги и научить мастерству местных мастеров. С этого времени было начато производство самаркандской бумаги. К IX веку это дело превратилось в один из важнейших аспектов городского ремесленного производства.

Самаркандская бумага постепенно стала заполнять восточные и западные рынки. С VIII по XIX век разновидности этого товара стали популярными не только в Центральной Азии и на Ближнем Востоке, но и во многих странах Европы. Самаркандской бумагой, также как египетской, стали широко пользоваться на Востоке. Этому способствовало то, что именно к IX-X векам многие древние арабские и персидские рукописи и произведения были написаны именно на самаркандской бумаге. В течение более тысячи лет самаркандские умельцы, возведшие свою деятельность до уровня искусства, создали технологию производства самой тонкой, гладкой и роскошной, высокопрочной, не впитывающей чернила бумаги в мире. Здесь можно отметить такие типы бумаги, как белая «Самаркандская султанская» бумага, выделяющаяся среди прочих своей тонкостью, гладкостью и мягкостью, от неё не отличается по своим качествам светло-жёлтая «Самаркандская шёлковая» бумага. Поверхность бумаги типа «Мир Ибрагими» покрыта водяными знаками в виде круглых белых капель. Бумага типа «Нимканоп», изготовленная из смеси остатков шёлка и волокон коры, имеет цвет корицы. При создании таких типов бумаги широко пользуются сырьём, изготовленным из шёлка, хлопка и коры тутовника.

Вдоль реки Сиёб, протекавшей через город, работало более 2000 водяных мельниц и более четырёхсот из них производили бумагу. Посетившие город ученые, мыслители, историки и путешественники были поражены качеством и выносливостью этой бумаги. В качестве доказательства мы решили осветить описания самаркандской бумаги от некоторых историков и писателей, живших в разные века, а также сведения из рукописей. По сведениям арабского историка Аль-Maкдисий (Х век), самаркандская бумага, а также произведённые в Хорезме дуги, керамическая посуда из Шаша, считались среди обмениваемых товаров на Шелковом пути самыми известными и бесценными. Великий основатель династии Бобуридов в Индии, один из Темуридов Захириддин Мухаммад Бабур в своём произведении «Бабурнома» так описывал самаркандскую бумагу: - «Самая лучшая бумага в мире производится в Самарканде. Бумагу с рисорушки привозят из низины Конигила, расположенного на берегу Сиёба. Эту воду также называют Оби раҳмат». Персидский историк Абу Мансур Саалиби (X век) отметил: - «Самаркандская бумага по качеству не сравнима с египетским пергаментом». Известный на востоке персидский каллиграф Султонали Машҳадий (XV – XVI века) рекомендовал творить на самаркандской бумаге: - «Самаркандская бумага очень хорошая! Если ты мудрый человек, не отказывайся от неё, письмо, написанное на ней, очень гладкое и прекрасное».

Великий венгерский востоковед и языковед, учёный путешественник А. Вембери, посетивший Самарқанд в 1863 году, так описывал самаркандскую бумагу в своих произведениях: - «Эта бумага, произведённая в Самарканде и Бухаре, приобрела великую славу не только в Туркестане, но и в соседних странах». Проживавший в Узбекистане в начале ХХ века археолог В.Вяткин, проводивший археологические раскопки исторических памятников, отметил тот факт, что Самарканд прославился из-за своей ценнейшей бумаги, которую в большом количестве доставлял в разные страны.

Значительный прогресс

Производственная сеть по изготовлению бумаги во времена правления Амира Темура была одной из самых важных отраслей производства. К началу XVIII века в Самарканде и его окрестностях этот вид деятельности осуществляли 42 ремесленника, в дальнейшем этот вид ремесла широко распространился и на других территориях: Кокандской, Бухарской и Ташкентской областях. 
После завершения правления Темуридов страну стали раздирать междоусобные войны, частые нападения врагов привели экономику страны в упадок. Многие виды ремесленного производства в Самарканде исчезли. Часть ремесленников переехали в спокойные долины, в том числе в Коканд (кишлаки Когозгар и Чорку). Основное производство бумаги до 1930 года продолжалось в Коканде, который стал одним из центров производства бумаги. На проводившейся в 1995 году в городе Кагане Бухарской области международной конференции ЮНЕСКО на тему «Охрана исторических памятников», основное внимание было сосредоточено на развитии исчезающих древних народных промыслов прикладного искусства. В мероприятиях приняли участие мастера и ремесленники из различных городов и областей, в том числе самаркандец Зариф Мухторов, который представил свой проект по воссозданию производства исчезнувшей, известной во всём мире самаркандской бумаги.

Центр ремесел
Продолжатель династии ремесленников Зариф Мухторов долго изучал древние источники и рукописи, ознакомился с производством бумаги на предприятиях развитых стран и после этого начал вплотную заниматься воссозданием этого вида прикладного искусства у себя на дому. После завершения опытных испытаний, проводившихся с 1995 по 2002 годы, а также полного изучения тонкостей и практических тайн в производстве бумаги, при поддержке нашего правительства, ЮНЕСКО и Японского международного агентства «JEIKA» он основал центр ремёсел по производству бумаги «Конигил-Мерос», расположенный в кишлаке Конигил на самом живописном участке реки Сиёб. Сегодня в этом центре производится самаркандская бумага различных типов из коры тутовника со съедобными плодами, широко распространённого на территории Средней Азии. Конечно, каждая профессия имеет свои трудные и счастливые моменты. 
В процессе производства самаркандской бумаги в течение нескольких дней отростки тутовника «балхтут» замачиваются в воде. Затем кора отделяется и шершавый участок нароста коричневого цвета на коре срезается ножом . очищенная шелуха бежевого цвета кипятится в течение 5-6 часов. После этого, в течение 7-8 часов, пока она не превратится в нежные волокна, размельчается специальной древесиной. На следующем этапе нежные волокна кладут в большую посуду и смешивают с водой из реки Сиёб, затем пропускают через четырёхугольный файлер. Мокрую бумагу в течение 8-10 часов держат под деревянным прессом, затем каждую приклеивают на гладкую поверхность. На последнем этапе каждый лист бумаги кладётся на гладкий мрамор и приглаживается ониксом или раковинами. Таким образом, изготавливается   самаркандская бумага.
Самаркандская бумага - дань памяти национальным ценностям

На сегодняшний день, в эпоху развития науки и техники само собой возникает вопрос, а нужно ли производить такую бумагу вручную. Но мы не ошибёмся, если скажем, что известная всему миру самаркандская бумага, которая тысячелетиями доставлялась караванами по Великому шёлковому пути, внесла свой вклад в развитие современной науки и техники, создала для этого широкие возможности.

Сегодня редкостной уникальной самаркандской бумагой, пользуются не только узбекские миниатюристы и каллиграфы, но её используют также для восстановления древних рукописей и редких произведений у нас в Узбекистане, а также в Японии.

На сегодняшний день в центре «Конигил-Мерос» под руководством Зарифа Мухторова осуществляет свою деятельность и молодёжь, проживающая в махалле.

Расположенный на окраине Самарканда этот центр ремёсел из уважения к народным ценностям освоил производство древней Самаркандской бумаги, они доказали то, что тысячи лет назад, наши предки были известны на весь мир своим искусством. Это похвальное усилие и оно вызывает большой интерес у зарубежных туристов, посетивших Самарканд.