Самаркандcкая бумага
Великий шёлковый путь – перекрёсток культур
Великий шелковый путь, ставший одним из величайших открытий человечества, явился резким поворотным моментом в многовековом развитии человеческой цивилизации, стал причиной беспрецедентных открытий. Он не только сблизил нации и приблизил дальние территории, но и стал очагом и перекрестком разнообразных идей и культур. Великий шелковый путь оставил неизгладимый след в анналах истории.
Самаркандская бумага в последнее тысячелетие стала самым покупаемым уникальным товаром на Великом шелковом пути, таким же как знаменитые китайский шелк и фарфор, а также индийские специи. В 751 году китайские войска вторглись на территорию Средней Азии в районе реки Талас, протекавшей рядом с городом Джамбул. Правивший в то время Самаркандом правитель Абу Муслим направил своё войско и растоптал врагов, взяв в плен более 20 000 китайских солдат. Китайские пленные, для сохранения своей жизни, были вынуждены открыть секреты и производственные тайны изготовления бумаги и научить мастерству местных мастеров. С этого времени было начато производство самаркандской бумаги. К IX веку это дело превратилось в один из важнейших аспектов городского ремесленного производства.
Самаркандская бумага постепенно стала заполнять восточные и западные рынки. С VIII по XIX век разновидности этого товара стали популярными не только в Центральной Азии и на Ближнем Востоке, но и во многих странах Европы. Самаркандской бумагой, также как египетской, стали широко пользоваться на Востоке. Этому способствовало то, что именно к IX-X векам многие древние арабские и персидские рукописи и произведения были написаны именно на самаркандской бумаге. В течение более тысячи лет самаркандские умельцы, возведшие свою деятельность до уровня искусства, создали технологию производства самой тонкой, гладкой и роскошной, высокопрочной, не впитывающей чернила бумаги в мире. Здесь можно отметить такие типы бумаги, как белая «Самаркандская султанская» бумага, выделяющаяся среди прочих своей тонкостью, гладкостью и мягкостью, от неё не отличается по своим качествам светло-жёлтая «Самаркандская шёлковая» бумага. Поверхность бумаги типа «Мир Ибрагими» покрыта водяными знаками в виде круглых белых капель. Бумага типа «Нимканоп», изготовленная из смеси остатков шёлка и волокон коры, имеет цвет корицы. При создании таких типов бумаги широко пользуются сырьём, изготовленным из шёлка, хлопка и коры тутовника.
Вдоль реки Сиёб, протекавшей через город, работало более 2000 водяных мельниц и более четырёхсот из них производили бумагу. Посетившие город ученые, мыслители, историки и путешественники были поражены качеством и выносливостью этой бумаги. В качестве доказательства мы решили осветить описания самаркандской бумаги от некоторых историков и писателей, живших в разные века, а также сведения из рукописей. По сведениям арабского историка Аль-Maкдисий (Х век), самаркандская бумага, а также произведённые в Хорезме дуги, керамическая посуда из Шаша, считались среди обмениваемых товаров на Шелковом пути самыми известными и бесценными. Великий основатель династии Бобуридов в Индии, один из Темуридов Захириддин Мухаммад Бабур в своём произведении «Бабурнома» так описывал самаркандскую бумагу: - «Самая лучшая бумага в мире производится в Самарканде. Бумагу с рисорушки привозят из низины Конигила, расположенного на берегу Сиёба. Эту воду также называют Оби раҳмат». Персидский историк Абу Мансур Саалиби (X век) отметил: - «Самаркандская бумага по качеству не сравнима с египетским пергаментом». Известный на востоке персидский каллиграф Султонали Машҳадий (XV – XVI века) рекомендовал творить на самаркандской бумаге: - «Самаркандская бумага очень хорошая! Если ты мудрый человек, не отказывайся от неё, письмо, написанное на ней, очень гладкое и прекрасное».
Великий венгерский востоковед и языковед, учёный путешественник А. Вембери, посетивший Самарқанд в 1863 году, так описывал самаркандскую бумагу в своих произведениях: - «Эта бумага, произведённая в Самарканде и Бухаре, приобрела великую славу не только в Туркестане, но и в соседних странах». Проживавший в Узбекистане в начале ХХ века археолог В.Вяткин, проводивший археологические раскопки исторических памятников, отметил тот факт, что Самарканд прославился из-за своей ценнейшей бумаги, которую в большом количестве доставлял в разные страны.
На сегодняшний день, в эпоху развития науки и техники само собой возникает вопрос, а нужно ли производить такую бумагу вручную. Но мы не ошибёмся, если скажем, что известная всему миру самаркандская бумага, которая тысячелетиями доставлялась караванами по Великому шёлковому пути, внесла свой вклад в развитие современной науки и техники, создала для этого широкие возможности.
Сегодня редкостной уникальной самаркандской бумагой, пользуются не только узбекские миниатюристы и каллиграфы, но её используют также для восстановления древних рукописей и редких произведений у нас в Узбекистане, а также в Японии.
На сегодняшний день в центре «Конигил-Мерос» под руководством Зарифа Мухторова осуществляет свою деятельность и молодёжь, проживающая в махалле.
Расположенный на окраине Самарканда этот центр ремёсел из уважения к народным ценностям освоил производство древней Самаркандской бумаги, они доказали то, что тысячи лет назад, наши предки были известны на весь мир своим искусством. Это похвальное усилие и оно вызывает большой интерес у зарубежных туристов, посетивших Самарканд.