Календарь событий

Галерея


Facebook



Абу Али ибн Сина

Ибн Сина - самый известный универсальный ученый исламского Востока

Абу Али ал-Хусаин ибн Абдулла ибн Сина – родился примерно в 980 году в Афшане под Бухарой; умер в 1037 году в Хамадане. Сокращенное имя Ибн Сина, латинизированное имя Авиценна – многогранный врач, дальновидный министр, физик, выдающийся философ, математик, астроном, алхимик и музыкант. Ибн Сина автор исключительно важных книг о медицине: «Канон врачебной науки» и «Книга исцеления», актуальность и значение которых не уменьшились и сегодня. Знаменитая энциклопедия Авиценны «Канон врачебной медицины» обобщила в себе опыт и взгляды римских, греческих, среднеазиатских и индийских врачей и оставалась руководством по медицине на многие века. Ибн Сина относится к выдающимся личностям в истории науки. В западном мире его считали известнейшим ученым исламского Востока.

Детство и образование
Ибн Сина родился в семье сборщика налогов в деревне Афшана под Бухарой (сегодня Узбекистан). Вскоре семья из-за работы отца переехала в столицу Бухару. Высокое положение семьи позволило мальчику получить хорошее образование. В большом городе Ибн Сина нашел для себя хорошую возможность для своего главного интереса - учебы. Так как его родным языком был персидский, он изучил сначала арабский язык, в то время язык науки. Он проучился в мусульманской школе до десяти лет. К этому времени, обладая уникальной памятью, мальчик знал Коран наизусть и поражал своим уникальным знанием арабской литературы. В течение следующих 6 лет он самостоятельно изучал юриспруденцию, философию, логику, а также почти все труды Эвклида и Алмагеста. У одного ученого торговца овощами он изучал индийскую математику и алгебру. В 17 лет он обратился к медицине и изучал как ее теорию, так и практику. Он описывал искусство лечения как «не тяжелое». Ибн Сина углубился в метафизические проблемы, особенно в труды Аристотеля, причем ему особенно помогали в этом труды аль-Фараби. Так как в возрасте 18 лет он уже заработал репутацию врача, саманидский правитель Нух-ибн-Мансур (976-997) пригласил его в свой двор. Там ему было позволено пользоваться королевской библиотекой с ее редкими и ценными книгами. Таким образом, ему удалось в возрасте 21 год издать свою первую книгу.
Плодотворные годы странствий
Ибн Сина потерял своего отца в 1002 году, а в 1005 году с концом династии саманидов и свое место. Через Нишапур и Мерв он эмигрировал в Хорезм. Путешествуя через различные города Хорезма, он прибыл в 1013 году в Гурганч (по-арабски Джурджания). Его привлекло сюда имя правителя этой местности Кабус, который являлся щедрым патроном науки. В Гурганче он читал лекции по логике и астрономии, написал первую часть «Канона», кроме того он встретил своего самого лучшего ученика и друга на всю жизнь – Аль-Джузджани. По политическим причинам Ибн Сина покинул Гурганч и отправился в Рею, где основал свою медицинскую практику и издал 30 трудов. После осады Реи, он бежит в Хамадан. Там лечит он жену одного регента и становится лечащим врачом и советником по медицине правителя Шамс-аль-Даула и в конце концов становится главным министром. Бунт придворных привел к его отставке и аресту. Однако когда эмир, страдавший коликами, был вылечен Ибн Синой, он был освобожден и снова вернулся на свой пост. Его жизнь в то время была очень напряженной: днем он был на службе у эмира, а ночи проводил за подготовкой лекций и диктовкой заметок к своим книгам. Студенты собирались в его доме для чтения выдержек из книг «Китаб аш-шифа» и «Канон».
Короткая, но наполненная жизнь
После смерти Шамс ад-Даула (1021) Ибн Сина предложил свою службу эмиру Исфахана-Ала ад-Даула. Свои последние годы он провел в служении этому эмиру, при котором он был советником в вопросах науки и литературы. Друзья и ученики постоянно советовали ему вести менее напряженную жизнь, беречь себя, но Ибн Сина всегда очень строго возражал: «Я предпочитаю жизнь короткую, но наполненную, чем длинную, но пустую». Обессиленный и изнуренный такой жесткой работой и напряженной жизнью Ибн Сина умер в июне 1037 года в возрасте 57 лет, предположительно от дизентерии. Некоторые источники утверждают, что Ибн Сина умер от передозировки какого-то медикамента. Он был похоронен в Хамадане, где и сегодня в уютном мавзолее покоится его гробница.
Книги и трактаты Ибн-Сины

«Канун ат-Тибб» («Канон врачебной науки») – один из самых известных трудов Ибн Сины. В нем объединены греческое, римское и персидское искусство лечения. Книга разделена на многие разделы: а) Общие принципы (теория медицины); б) Список медикаментов в алфавитном порядке (лекарства и их лечебное вещество); в) Болезни, касающиеся специальных органов (патология и терапия); г) Болезни, распространяющиеся по всему организму (хирургия и общие заболевания); д) Производство лекарственных препаратов.

В «Каноне» описывается, что туберкулез заразен и что болезни от воды и почвы могут быть переносимыми. Имеется доказанный научным путем диагноз заражения гельминтами и описаны условия его проявления. В «Каноне» описывается важность диеты, влияние климата и окружающей среды на здоровье и использование оральной анестезия в хирургии. Далее рассматриваются анатомия глаза и различные глазные заболевания (такие как катаракта). Названы также симптомы заразных болезней, передающихся половым путем, а также сахарная болезнь (диабет). Сердце воспринимается как помпа.

Мeдицинский материал «Канона» содержит 760 наименований медикаментов с указаниями по их применению и действию. Ибн Сина первым установил правила, каким образом новое лекарство должно быть апробировано, прежде чем давать его пациенту. Ибн Сина заметил связь между чувствами и физическим состоянием, а так же позитивным влиянием музыки на пациентов. Ко многим психическим расстройствам, описанным в «Каноне», он отнес также любовь как заболевание.

В XII веке «Канон» был переведен Герхардом Кремона на латинский язык. Произведение, выдержавшее в 1470 году 15-30 изданий на латинском языке во всех странах западной Европы, считалось до XVII века важнейшим учебником по медицине. Помимо «Канона» имеется еще 15 медицинских трудов Ибн Сины, восемь из которых были написаны в стихах. Они содержали среди прочего 25 признаков распознавания болезней, гигиенические правила, апробированные препараты, анатомические заметки. Среди его трудов в прозе особое внимание уделялось разработкам по препаратам для сердца.
О естественных науках

Ибн Сина занимался также и другими естественными науками. В астрономии он работал со своим учеником аль-Джузжани над звездной моделью Птоломея и предположил, что луна находится ближе к Земле, чем солнце. Астрологию он отвергал, так как ее пригодность не доказуема эмпирическим путем и она не совместима с исламской теологией.

Как химик он изобрел дистилляцию водяного пара для производства растительных жиров. Он довольно скептически относился к химии того времени, алхимии и не верил в философский камень. В геологии он привел причины возникновения гор, в физике Авиценна был также разносторонне деятелен. Так, он использовал термометр для измерения температуры в своих экспериментах и выстраивал теорию движения. Здесь он исследовал силу и траекторию полета пули и указывал, что пуля в вакууме будет двигаться вечно. В оптике он приводил аргументы о том, что скорость света конечна и дал описание радуги.
О философии
Ибн Сина занимался философией основательно, как метафизикой, так и логикой и этикой. Его комментарии к трудам Аристотеля содержали конструктивную точку зрения и создавали предпосылки для новой дискуссии с Аристотелем. Философские учения Ибн Сины были оценены как западными, так и восточными исследователями как в высшей степени актуальными. Ибн Сина посвятил себя логике как в исламской философии, так и в медицине с особой самоотверженностью и развил свою собственную логическую систему, которая была названа как «Логика Авиценны». Таким образом, Авиценна был одним из первых, кто имел мужество критиковать Аристотеля и создавать независимые от него положения. Особенно критиковал он школу Багдада, которая основывалась на учении Аристотеля, хотя западные ученые часто считали его рационалистом и видели его преемником Аристотеля. Мусульманские исследователи напротив рассматривали его как мистика.
Научное наследие для потомков
Ибн Сина написал свои ранние труды под влиянием аль-Фараби. Первое произведение - «Краткое руководство о душе» (Maкала фи ’н-нафс) – сочинение, которое он посвятил правителям – саманидам и в которых он излагал ново-платонические мысли. Во втором произведении – «Философия просодистов» (Аль-Хикма аль-Арудива), он разбирался с метафизикой Аристотеля. После его отъезда из Бухары Ибн Сина издал другие научные труды, среди них «Книга исцеления» (по-арабски «Китаб аш-Шифа»), научная энциклопедия. В этом многотомнике автор охватывает такие науки как арифметика, астрономия, геометрия, логика, музыка, естественные науки, философия и психология. Они были написаны под влиянием как эллинистических мыслителей, таких как Аристотель и Птоломей, так и мусульманских ученых аль-Фараби и аль-Беруни. Вторая книга называлась «Книга знаний» для Ала ад-Даула. В ней он предлагал своим покровителям выводы его философии на основе «Книги исцеления». Кроме этого он составил «Книгу указаний и наставлений» (Kитаб аль Ишарат ва Танибихат), в которой он излагает свои мысли о многообразии логических и метафизических тем. «Книга знаний» и «Книга указаний и наставлений» составляют основные труды Авиценны по философии. Другое его произведение «Суждение» (Аль Инсаф) отличается от других его работ своим радикализмом и смешением идей Аристотеля и неоплатонизма. Его последний труд «Восточная философия» (аль –Хикма аль Машрикия), написанная в 1020 году, к сожалению, потеряна.
Ибн-Сина сегодня
В сегодняшнем Узбекистане универсальный ученый снискал глубокое уважение и огромную популярность. На его родине – в кишлаке Афшона под Бухарой, имеется очень интересный музей о легендарном медике, многие медицинские университеты и учебные заведения, а также известные клиники страны с гордостью носят его имя. С начала 2000 года существует международный фонд «Авиценна», который способствует осуществлению целого ряда медицинских проектов, повышению квалификации, оказывает помощь развивающимся странам, а также занимается исследованиями и публикациями его духовно-исторического наследия.