Календарь событий

Галерея


Facebook



Немцы Узбекистана в диалоге культур

Немецкие художники в Узбекистане

Автор и издатель богато иллюстрированной книги «Немцы Узбекистана в диалоге культур. Немецкие художники Узбекистана» Ирина Алексеевна Щур в 1999-2006 годах председатель Республиканского культурного центра немцев Узбекистана «Видергебурт» – впервые обобщает опыт работы центра, накопленный с 1990 года по возрождению немецкой культуры, её популяризации. Имена художников немецкого происхождения старшего поколения, таких как Изольда Гартван, Павел Ган, Арнольд Ган, Георгий Брим и наших современников, навсегда вошли в историю искусства Узбекистана XIX и XX веков как незабываемые мастера, яркие педагоги, воспитавшие не одно поколение талантливых учеников. Творчество всех художников, представленных в настоящей книге, исполнено любви к нашей стране, и является примером синтеза и глубокого взаимовлияния культур. Работы немецких художников Узбекистана, их творчество в полной мере можно оценить через связь культур Востока и Запада. К одному из своих юбилеев Республиканский культурный центр немцев организовал выставку работ немецких художников Узбекистана «Узбекистан и Германия – далекие и близкие». Художественные полотна, выполненные маслом, смешанной техникой, акварели, художественная керамика, гобелены, панно и другие работы, представляющие яркое самобытное искусство немецких художников Узбекистана, демонстрирующие богатейшее разнообразие творческих подходов как выдающихся мастеров, так и молодого поколения художников, представляющих различные творческие школы, вызвали огромный интерес у посетителей. Работы выдающихся немецких художников Узбекистана заняли достойное место в престижных музеях и художественных собраниях разных стран, частных коллекциях.

Вашему вниманию предлагаются некоторые из них.


Ган Виктор Павлович

Родился 9 января 1947 г. в Ташкенте в семье известного немецкого художника Павла Викторовича Гана, ученика Константина Коровина и Апполинария Васнецова, Леонида Пастернака. Художник-монументалист, живописец, витражист. кончил в 1966 году Республиканское художественное училище им. Бенькова под руководством Б.И. Токмина. С 1968 по 1974 год учился в Ленинградском Высшем художественном прикладном училище им. Мухиной. Его педагогами были: В. Марков, К. Митрофанов, П.И. Пуко. Член Союза художников Узбекистана. Член Академии художеств Узбекистана. Художник, занимается дизайном в архитектуре, работает также в области художественной керамики и художественного стекла в архитектуре. Мастер монументальных работ. Им выполнено «Керамическое панно» 300 кв.м. в новом здании консерватории, керамическое панно в Музее репрессированных народов. В России (Оренбург) во Дворце культуры изготовлен витраж, а также другие работы. Много работал в соавторстве со своим братом А.П. Ганом. Совместно были созданы монументальные работы: Станция метро «Проспект Космонавтов», театр Драмы в Ургенче и др.

         

Мадонна с ребенком. Масло, полотно        Керамическое панно „Золотая стена“.Государственная консерватория Ташкент

Шпады Альвина Андреевна
Родилась в 1935 году в Туркменистане. Среднее художественное образование А. Шпады получила в Ашхабадском художественном училище им. Ш. Руставели. Проработав два года учителем рисования и черчения в школе города Байрам-Али, а затем картографом в геологической экспедиции, она переезжает в Каракалпакию в 1960 году, где знакомится с Игорем Витальевичем Савицким. Работает в Художественном фонде Каракалпакской АССР и по совместительству в секторе искусствознания Каракалпакского филиала АН УзССР, куда ее приглашает И.В. Савицкий. Эти годы во многом определили не только весь дальнейший жизненный путь, но и круг интересов художницы. На эти же годы приходится бурный рост каракалпакской интеллигенции. А. Шпады становится участницей многих интереснейших дел, событий. Не порывая связей с Каракалпакией, постоянно их поддерживая, прежде всего с И.В. Савицким, Альвина Шпады продолжает учебу. С 1962 года она учится в Ташкентском театрально-художественном институте, а затем в Московском текстильном институте, по специальности «Художественное оформление и моделирование изделий текстильной и легкой промышленности». Вторая половина 1960-х годов связана у А. Шпады с работой в Государственном театре драмы и комедии Каракалпакстана в качестве художника-постановщика. Работу в театре совмещает с музейной, где работает по сегодняшний день как реставратор живописи и графики. В начале 1970-х годов А. Шпады серьезно заявляет о себе как живописец. Декоративность прочно закрепляется в манере А. Шпады и является одной из особенностей ее художественного языка. В 1980 году как художник по костюмам задействована в работе над фильмом Т. Каипбергенова «Дочь Каракалпакии». В конце 1990-х участвует в проектах Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус по возрождению каракалпакского народно-прикладного искусства. В 2005 году к 70-летию художницы в Государственном музее искусств им. И.В. Савицкого состоялась персональная выставка ее творчества «Жизнь в искусстве». В рамках выставки был выпущен каталог выставки, два плаката.

        
А.А. Шпады. Букет на голубом                   А.А. Шпады. Родные края
 
Брим Георгий Робертович
Родился в 1935г. в Азербайджане в немецкой семье. В 1958г. окончил Ашхабадское художественное училище. В 1967г. окончил Ташкентский театрально-художественный институт (сценография). Художник-постановщик около 200 спектаклей. Работал в театрах Ташкента, Коканда (Узбекистан), Ашхабада и Мары (Туркменистан), Хасково, Толбухино (Болгария). Спектакли были представлены на сцене театров Дрездена и Берлина (Германия). Работал главным художником театра им. А. Хидоятова. Был профессором и заведующим кафедрой Ташкентского института искусств им. Уйгура. Лауреат Государственной премии СССР. Заслуженный деятель Искусств Узбекистана. По его эскизам выполнялись декорации к спектаклям в театрах Узбекистана и Туркмении, Болгарии и Германии. Ряд его работ находится в постоянной экспозиции в музеях Театрального искусства им. Бахрушина и Музыкальной культуры им. Глинки (Москва), в музеях Узбекистана. Последние годы жизни провел в Германии. В 2005 году в Ташкенте, в Центре современного искусства состоялась выставка памяти художника «Георгий Брим и его ученики», свидетельствующая о высокой оценке его таланта как художника и преподавателя.

        
Г.Р. Брим. Эскиз декорации                  Г.Р. Брим. Эскиз декорации
 
Зоя Ган

Родилась 5 октября 1970 года. График, художник по гобеленам. Окончила Республиканское художественное училище им. П. Бенькова в 1991г. В 2000г. окончила Институт искусства и ди-зайна им. К. Бехзода у А. Лигая и Ташмурадова, учитель по гобеленам И.А. Егорова-Ган. Тема дипломной работы «Знаки Зодиака» – календарь, включающий 6 гобеленов и 6 эскизов к гобеленам. С 90-х годов занималась графикой и гобеленами.

В 1992 году – персональная выставка в театре им. Максима Горького. Кооординатор выставки – Р.В. Еремян. Печаталась в журнале «Звезда востока». Работает в графике, гобелене. Занимаясь промышленной графикой, в 2001 году изготовила логотип для международной выставки ювелирии в Ташкенте, а также логотип для радио FM-90 Setar. Разработала дизайн альманаха «Звезда Востока» в 2003 г. Работает в Издательстве «Узбеки-Звезда Востока» в 2003г. Работает в Издательстве «Узбекистон маркаси». По рисункам З.А. Ган выпущен блок марок к 15-летию Республики Узбекистан.

         
З.А. Ган. Гранаты.           З. Ган. Солнце Афросиаба
Пак Николай

Родился в 1955г. в Казахстане, ауле Баскуль. Рос в большой и дружной семье в творческой обстановке, созданной его матерью Вильгельминой Дик. Она прекрасно пела, играла на гитаре и приобщала детей к искусству. С раннего детства Николай увлекся лепкой, это и предопределило всю его дальнейшую судьбу.

В 1980г. окончил Республиканское художественное училище им. Бенькова. Обучался под руководством замечательных педагогов Галины Григорьевны и Александра Владимировича Ли.

Художник – керамист, график, литограф. Член творческого объединения Академии художеств Узбекистана. В 1991 году состоялась первая персональная выставка. Затем персональные выставки в г. Кременчуг (Украина), в Ташкенте. В 1995 году успешно прошла выставка в городе Гуммерсбах, Гермния. Далее – выставки в Париже, Сеуле, Дюссельдорфе. Творчество Пака по достоинству оценили во многих странах. В художественных галереях Кореи и Германии можно встретить работы мастера. В 2011 году в Национальной галерее НБУ и Республиканском интернациональном культурном центре состоялись персональные выставки художника. Евгений Бараускас пишет: «Поражает изысканность его творчества и невероятная трудоспособность. Многие художники часто обращаются к нему за помощью. И не только как к хорошему товарищу, но и как к единственному специалисту, продолжающему традиции искусства литографии в нашем регионе». На выставке к юбилею Республиканского немецкого культурного центра экспонировалась коллекция его работ, выполненных в технике керамики, очень разнообразная по цветовой гамме. Работы Пака отличает гармоническое взаимодействие сюжета и колористического решения.

          
Н.Пак. Декоративная керамика.            Н.Пак. Декоративная керамика.